Мать Сыра Земля - важный персонаж в славянской мифологии с древнейших
времен.
Земля представлялась воображению язычника, обожествлявшего природу,
живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья
казались ему ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости
(заметно созвучие слов «скала» и «скелет»); цепкие корни деревьев
заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. И, как
живая женщина, она рождала существ земных, она стонала от боли в бурю,
она гневалась, учиняя землетрясения, она улыбалась под солнцем, даруя
людям невиданные красоты, она засыпала студеною зимой и пробуждалась по
весне, она умирала, обожженная засухой и возрождалась после дождей. И,
определенно к истинной матери, прибегал к ней человек во всякую пору
своей жизни.
Помните в сказках? Припадет богатырь к сырой земле - и
преисполнится новых силушек. Ударит в землю копьем - и она поглотит
черную, ядовитую змееву кровь, воротив жизнь загубленным людям. Кто не
почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба - не
то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится
Матери Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым
камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли -
никогда не увидит больше родины, верили наши предки.
Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре
стороны, причитывая: «Прости, сторона, Мать Сыра Земля!» 3 «Чем заболел,
тем и лечись!» - говорит народная Русь, и рекомендуют старые люди
выносить тех, кто ушибся-разбился, на то самое место и молить землю о
прощении.
Земля и сама по себе почитается в народе целебным средством: ею,
смоченной в слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а также
прикладывают к больной голове. «Как здорова земля, - говорится при этом,
- так же и моя голова была бы здорова!»
Следы обожествления земли отразились в древнейших погребальных ритуалах.
Во время археологических раскопок обнаруживались скелеты, уложенные в
позу новорожденного. Вероятно, похороны осмыслялись как возвращение
умершего в материнское лоно. Отголоски обряда видны и в обычае одевать
чистое белье при ощущении близкой опасности либо кончины.
Принимающая покойника земля считалась чудотворной, поэтому все
присутствующие на похоронах стремились приложить к ней руку, что0ы
очиститься от возможных будущих несчастий. Следы ритуала сохранились и в
наше время: при похоронах принято бросать горсть земли на опущенный в
могилу гроб.
От лежащих в земле предков зависело плодородие земли и обильные дожди. К
предкам обращались за помощью в самых разных случаях. Со временем
сложился обычай посещения могил, а также трапезы на них,
сопровождающиеся обязательным приглашением предков. До наших дней
сохранился обычай поднесения предкам пасхальных яиц.
К земле обращались и во время заболевания, прося у нее исцеления.
Существовал также обычай при совершении греха каяться св. земле. »
Представление о земле как св. проявилось и в поверий о том, что ее
праведные недра земли не принимают колдунов, самоубийц и преступников.
Еще в XIX веке зафиксированы случаи, когда при продолжавшейся несколько
месяцев засухе выкапывали из земли утопленников.
Известен также эпизод былины "Добрыня и змей"', в котором богатырь
требует землю принять в себя кровь побежденного им змея, чтобы не дать
ему возможность возродиться.
Клятву землей считали самой надежной. Так, чтобы закрепить границу
участка, существовал особый обряд: человек клал себе на голову кусок
дерна и шел с ним по меже. Проложенная им граница считалась
неприкосновенной и нерушимой, так как ее защищала сама земля. Знаменитый
христианский св. Григорий Богослов в сочинении XI века признавал
нерушимость этой клятвы.
С почитанием земли связано и представление о родине. Уезжая в далекий
путь, люди нередко брали с собой горсть родной земли и носили ее на
груди в ладанке как своеобычный амулет. В случае кончины на чужбине
землю клали наряду с умершим в могилу. Остатки ритуала также сохранились
до наших дней. Вернувшись из изгнания, многие, вставая на колени, целуют
землю.
Известно, что подобным образом всегда поступает Отец Римский, в впервые
приезжая в какую-нибудь страну.
С принятием христианства образ матери земли сблизился с образом
Богородицы, постепенно сложившись в культ Богородицы-земли. Он отчетливо
виден в старинном благопожелании земле: "Будь здорова как рыба, красива
как вода, весела как весна, трудолюбива как пчела и богата как земля
святая".
Считалось, что у земли есть именины, которые отмечали в Духов день. В
данный день категорически запрещалось пахать, боронить и вообще
заниматься какими-нибудь земляными работами, к примеру, втыкать в землю
колья.
«Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота и лихого
дела!» - произносится кое-где еще и теперь при первом выгоне скотины на
весенний подножный корм.
«Пусть прикроет меня Мать Сыра Земля навеки, если я вру!» - говорит
человек, давая клятву, и такая клятва священна и нерушима. Те, кто
братается не на жизнь, а на смерть, смешивают кровь из разрезанных
пальцев и дают друг другу по горсти земли: это значит, отныне родство их
вечно!
А в стародавние годы находились такие ведуны-знахари, что умели гадать
по горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу.
«Вынуть след» у человека всегда считалось самым недобрым умыслом.
Нашептать умеючи над этим вынутым следом - из этого следует, по
старинному поверью, связать волю того, чей след, по рукам и ногам.
Суеверные люди боятся этого как огня! «Матушка-кормилица, сыра земля
родимая, - отчитываются от такой напасти, - укрой меня от призора
лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от
языка злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко, как железо.
Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать Сыра Земля, припечатано - на
многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную!»
«Всю жизнь вековечную» Мать Сыра Земля растит-питает хлеб насущный на
благо народное; унимает «ветры полунощные со тучами», удерживает «морозы
со метелями», поглощает силу нечистую. Всегда она остается все той же
матерью для живущего на ней и ею народа, который своим внукам-правнукам
заповедовал любовь и почтение к земле родимой. Как траве-мураве не
вырасти без горсти земли, так и русскому народу не прожить на белом
свете без земли-кормилицы. Как без пахаря-хозяина и добрая земля -
горькая сирота, так и он без земли - что без живой души в своем
богатырском теле!
Плодотворная сила солнечных лучей и дождевых ливней, ниспадающих с
небесного свода, возбуждает производительность земли, и она, согретая и
увлажненная, растит травы, цветы, деревья и дает пищу человеку и
животным. Это естественное и для всех наглядное явление послужило
источником древнейшего мифа о брачном союзе Неба и Земли, причем Небу
придана воздействующая, мужская роль, а Земле - воспринимающая, женская.
Летнее Небо обнимает Землю в своих горячих объятиях, как невесту либо
супругу, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля
становится чреватою и несет плод: не согретая весенним теплом, не
напоенная дождями, она не в силах ничего произвести. В зимнюю пору она
каменеет от стужи и делается неплодною; с приходом же весны Земля, по
народному выражению, «принимается за свой род».
«Не Земля родит, а Небо», - выражается пахарь пословицею, обозначая тем,
что без воздействия благоприятных условий, посылаемых небом, земля
бессильна дать урожай...
По воззрению южных славян, земля плоская и круглая. На краю света купол
неба соединяется с землею.
Землю держит на роге вол либо буйвол; время от времени он устает,
перебрасывает ношу на иной рог - отсюда и землетрясения.
В подземном мире тоже живут люди, все там устроено по-нашему: те же
растения, птицы, животные.
При сотворении мира вся-вся земля была ровная, как луг, но когда Господь
рыл русла рек и морей, пришлось ему из песка и камней создать холмы и горы.
У некоторых западнославянских племен Земле покровительствовала
Девица-Земина. В ее честь варили пиво и пекли хлеб. Преподносили данный
дар богине и говорили: «Земина, разносящая цветы, зацвети житом,
пшеницей, ячменем и всяким злаком».
Древнеримский историк Тацит писал о славянах, живших на острове Руен
(Рюген): «Они воздают общее поклонение богине земли и верят, что она
вмешивается в человеческие дела, посещает народы. Стоит на острове
океана нетронутый лес, и в нем хранится священная колесница, покрытая
завесой: прикасаться к ней дозволено одному только жрецу. Он узнаёт, что
богиня присутствует в святилище, и, везомую на колеснице коровами,
сопровождает с великим благоговением».
Мужским воплощением Земины был бог Земенник, либо Потримп. Пиры в его
честь устраивали осенью, когда собран весь урожай. Это был бог
плодородия с веселым лицом, он увенчан зеленым венком. В его святилище
стоял горшок, доверху полный хлебными зернами. В другом горшке спала
священная змея бога, которую поили молоком.
Путешественники древних времен так описывали празднества в его честь:
«Когда зерно убрано с полей, люди сходятся в некое место,
предназначенное для бесед и сборищ, - мужчины с женами и детьми, со
слугами и всеми • своими родичами, объединенные между собой
повиновением. Столы, лавки и другие места, на которых они собственные
беседы отправляют, посыпают травой, поверх которой кладут хлеб, по краям
хлеба с двух сторон ставят по две корчаги пива. После этого приносят
телят, поросят, домашнюю птицу, каждой твари по паре, затем в жертву
богу забивают. И приговаривают: «Это тебе, о Земенник-бог, жертвуем и
благодарение производим, ибо нас в данный год в здравии и достатке
хранил. Теперь же тебя просим, чтобы нас от огня, от войны, от морового
поветрия и от всех врагов наших охранил».
Затем, эти жертвы сварив, празднуют, но прежде чем начнут есть, от
каждого блюда отрезая, под стол, под лавки, за печь и во все углы в избе
и в сени бросают, говоря: «Это тебе, наш Земенник, жертвуем, бери и ешь,
сердечно просим!»
|