Христофор ХИЛЬКЕВИЧ, фото автора
10 сентября, в День города, в Минске открыли Детскую филармонию, которая разместилась в воссозданной на фундаментах XVII века церкви Святого Духа. Некогда главное культовое сооружение Верхнего города, принадлежавшее в разное время греко-католикам и православным, отдано на откуп юным музыкантам, несмотря на притязания представителей обеих конфессий. Хорошо это или плохо, наверное, каждый решит для себя сам. Одно несомненно: когда на зиявший три четверти века пустырь в самом пупке столицы вернулся архитектурный шедевр, сочетающий элементы готики, ренессанса и барокко (что само по себе редкость), минчане и туристы получили еще один важный ключ к познанию истории города. Истории, которая вдыхает жизнь в здания, превращая их в памятники.
И поскольку строители-реставраторы уже завершили свою работу, настала очередь краеведов кропотливо, факт за фактом, «оживлять» кирпичное тело.
Мало кто знает, что у церкви Святого Духа был прототип – небольшой дворец мещанина Егора Гегера, стоявший на противоположной стороне Верхнего рынка (теперь это площадь Свободы). Заложенный предположительно в 1634 году монахами униатского ордена базилиан, храм декоративной пластикой своего фасада повторял архитектуру дома Гегера, который, к сожалению, не дошел до нас (в середине XVII века дворец выкупили иезуиты, перестроив его в коллегиум, снесенный в 1951 году). Впрочем, в отличие от дворца, фасад церкви был расписан фресками с изображениями святых, представляя собой иконостас, вынесенный наружу. Такой прием живописи практически не встречался в культовой архитектуре Европы и был особенностью белорусского зодчества. Жаль, что при реконструкции памятника от внешних росписей решили отказаться – о том, как они украсили бы здание, можно судить по Свято-Никольской церкви в Могилеве.
***
Белорусская культовая архитектура начала XVII столетия часто имела ярко выраженный оборонный характер. Сооружений, возводившихся в стратегических точках городов и местечек, это касалось прежде всего. Собор Святого Духа и корпуса двух монастырей при нем – женского и мужского, между которыми была «ограда каменная и бои верхние и нижние», образовывали замкнутую вокруг двора мини-крепость. Расположенная в самой высокой части Минска, она пригодилась горожанам уже очень скоро – во время войны с Московией 1654–1667 гг. Летом 2011-го была восстановлена крытая галерея с окнами-бойницами, соединявшая церковь с женским монастырем и разрушенная еще в ХIХ веке.
Кстати, само здание бывшего монастыря базилианок (а ныне детской музыкальной школы) является самым старым из сохранившихся в городе. Считается, что при его строительстве в 1640-х использовались как основа готические дома ХVI века. Основателем монастыря, монахини которого занимались опекой нищих детей, был митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Антоний Селява. В своем завещании он даже просил похоронить его в минской Свято-Духовой церкви. Однако при раскопках храма в 2009 году в крипте под алтарем были обнаружены останки других людей, среди которых, полагают историки, Екатерина Сапега – первая игуменья монастыря, дочь великого канцлера ВКЛ Льва Сапеги.
***
В свою очередь мужскому монастырю базилиан было уготовано играть важную роль в жизни города на протяжении всей его последующей истории. С XVII века при обители существовала школа, преподавание в которой велось на белорусском языке. Здесь же действовали типография и библиотека, славившаяся коллекцией редких рукописей и печатных книг. В конце XVIII века, после закрытия русской администрацией униатских монастырей, тут на непродолжительное время прописалась резиденция православного архиепископа, однако уже в 1803-м в бывших кельях вновь грызли гранит науки ученики мужской правительственной гимназии.
В их числе – будущие классики: композитор, родоначальник польской и белорусской профессиональной оперы Станислав Монюшко, поэт-романтик Томаш Зан и основатель белорусской археологии Евстафий Тышкевич.
До революции в экс-монастырском корпусе также размещались губернское правление и окружной суд (именно он приговорил в 1908 году Якуба Коласа к трем годам тюремного заключения), в 1920-х – 1930-х тут обосновался Наркомат труда БССР и первая в городе сберегательная касса, первым почетным вкладчиком которой стал другой наш песняр – Янка Купала.
В Великую Отечественную здание облюбовала немецкая оккупационная администрация, глава которой, Вильгельм Кубе, долгое время жил здесь же, на третьем этаже. После войны бывший монастырь дал приют сразу трем экспозициям, ставшим со временем отдельными музеями – художественным, истории ВОВ и Янки Купалы, а затем он приобрел известность как Дом профсоюзов.
***
В середине XIX века в Минске получило широкую огласку предание о нищем старике, пришедшем во время вечерней службы в Петропавловский собор (так стали называть Свято-Духову церковь после передачи ее православным) и неистово молившемся перед иконой Минской Божьей Матери о заступничестве: у него недавно сгорел дом, и теперь не было ни крова, ни хлеба. Как гласит легенда, когда старик в молитвенном порыве припал головой к образу, Божья Матерь прошептала ему слова утешения, затем достала алмаз из своей серебряной ризы и отдала бедняку. На выходе старика задержали полицейские, и он был предан суду за кражу алмаза. Но вот что любопытно: приняв во внимание показания очевидцев произошедшего чуда, суд решил оставить алмаз нищему, однако повелел ему впредь «никаких даяний ни от Бога, ни от святых не принимать».
***
27 января 1906 года у входа в Петропавловский собор произошла попытка политического теракта. В тот день в храме проходило отпевание одного умершего генерала, на котором присутствовал минский губернатор Курлов – тот самый, что отдал приказ расстрелять мирную демонстрацию на Привокзальной площади в октябре 1905-го. Когда губернатор вышел из церкви, в него полетела бомба, которая, не разорвавшись, упала у его ног. Исполнителем неудавшегося покушения был 26-летний революционер-эсер Иван Пулихов – он попытался ускользнуть с места преступления, но был схвачен местными дворянками, вцепившимися в него и державшими, пока не подоспела полиция. Пулихова повесили на воротах Пищалловского замка в марте того же года, а его тело четыре дня не снимали – в целях устрашения революционно настроенных минчан.
Еще одной «политической» вехой в истории храма стал 1923 год, когда в нем состоялся собор духовенства, на котором была провозглашена автокефальная (т.е. независимая от Москвы) православная церковь в Беларуси. Митрополитом стал уроженец Гродненщины епископ Мелхиседек (в миру Михаил Паевский), знавший 12 языков, имевший большой авторитет просветителя и проповедника: его речи передавались от человека к человеку в рукописях (к слову, мемориальная доска с барельефом владыки Мелхиседека появилась в 2011 году на здании Института теологии БГУ). Вслед за Московским патриархатом свое недовольство автономией Белорусской православной церкви выразило и советское коммунистическое руководство. Как следствие, церковные деятели, выступавшие за независимость Белорусской церкви, были арестованы.
***
Бывший Свято-Духов, а теперь уже и бывший Петропавловский собор, превращенный в 1930 году в зернохранилище, взорвали в мае 1936 года – ровно через триста лет после окончания его строительства. Если не считать небольшую часовню, снесенную ранее в Александровском сквере, этот храм стал первым из крупных культовых построек, стертых с лица города. Прочность древних стен заставила подрывников проводить операцию в несколько этапов, а место, где находилась церковь, расчищали потом больше года. Когда же, наконец, были убраны горы битого кирпича, то на частично уцелевшей алтарной стене люди увидели фреску с изображением Воскресения Христова, словно предвестник того, что древний храм со временем будет восстановлен.
…Первый проект реконструкции здания бывшей церкви Святого Духа был разработан минскими архитекторами еще в 1979 году. До начала работ по восстановлению храма оставалось тридцать лет.