3 мая -Радуница —
один из древнейших праздников, когда на могилы прадедов приносят вино и еду,
устраивают причитания и игрища (игры, песни и пляски).
Никто из наших
соседей в далеком прошлом не праздновал Радуницу. Этот праздник был уникальным
обычаем предков современных белорусов. В России он появился только в XVII веке
после войны Московского княжества с ВКЛ в 1654-67 годах, когда войска русского
царя увели в плен 300 тысяч порабощенных белорусов.
Исследователь
белорусской истории Вадим
Деружинский в книге «Тайны белорусской истории» объясняет уникальность Радуницы
тем, что в давние времена только наши предки хоронили тела умерших родичей в
земляных ямах. Отсюда и традиция навещать усопших.
Славяне,
скандинавы и жители современной Центральной
России кремировали умерших.
Кремация
прекратилась только с приходом Христианства, потому что она противоречила
учению о воскрешении из мертвых. А приходить на могилы и поминать усопших
родичей наши соседи стали в XVII веке после войны Московского княжества с ВКЛ в
1654-67 годах, когда войска русского царя увели в плен 300 тысяч порабощенных
белорусов-литвинов.
Самый
удивительный погребальный праздник белорусов Радуница необычен не только своей
уникальностью, но и традицией приносить на кладбище еду и кормить мертвых
родичей.
Известный
русский фольклорист-этнограф Иван
Сахаров в «Сказаниях русского народа» так описывал Радуницу:
«Литовцы
выходят во вторник на могилы своих родителей, в 2 часа пополудни, обедать и
поминать их за упокой. Сначала начинается катание на могилах красных яиц, потом
обливание могил медом и вином. Яйца раздаются нищим. Могилы накрываются белым
столечником, устанавливаются кушанья. По старым приметам кушанье должно
состоять из нечетных блюд и сухих. Богатые снабжают бедных кушаньями для
родительской трапезы. После сего приветствуют родителей: «Святые родзицели,
ходзице к нам хлеба-соли кушаць!» – И садятся на могилах поминать их. По
окончании поминок говорят: «Мои родзицели, выбачайте, не дзивицесь, чем хата
богата, тем и рада». Остатки кушанья раздаются нищим, и день оканчивается при
корчмах с песнями и плясками».
Под литовцами
Сахаров в 1836 году понимал именно белорусов, а не жемойтов, которых только в
1870-е годы царизм постепенно начал именовать «литовцами», уточняет
Деружинский.
Кстати
сказать, Сахаров, исследуя фольклор Московии, Украины и Литвы (Беларуси),
предполагал найти общие истоки в прошлом народов. Но не нашел, и в 1836 году с
недоумением констатировал: «Отчего мифы, поверья, семейные сказания славянской
Литвы отличаются от мифов, поверий, семейных сказаний Великоруссии?»
Исследователи
считают, что истоки Радуницы уходят во времена язычества. А сохранилась
традиция благодаря четкой позиции униатского православия и католичества –
старые обряды населения должны найти свое продолжение в христианской вере.
Самое
интересное в Радунице — это обычай кормить усопших родственников.
Вадим
Деружинский обращает внимание на отличительные черты белорусской традиции. Наши
соседи, гораздо позже перенявшие обычай поминовения, придают кормлению усопших
символическое значение, ставя пищу и питье возле могилы, как бы в знак того,
что «мы отдаем».
В нашем
случае, как пишет Деружинский, это вовсе не символ, а действительно кормление.
Питье не ставят возле могилы, а льют на нее, чтобы через землю оно дошло к умершему
родичу. Пищу (яйца, хлеб) катают по могиле, измельчают и втирают, чтобы
могильная земля впитала её, смешалась с крошками.
Белорусы на
Радуницу не только кормят усопших, но и едят вместе с ними, показывая тем самым
сохранение семейной любви.
В старину
считалось, что если не пригласить предков на праздничную трапезу в Радуницу, то
не будет удачи всей семье, не будет урожая, скотина заболеет, а то и перемрет.
Зато если попросить предков о покровительстве, пригласить за стол – только и
успевай собирать урожай.
Считается, что
в день Радуницы предки празднуют вместе с потомками, разделяют общую трапезу,
участвуют в веселье.
Как говорила
белорусская присказка, «на радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а
вечером скачут».