"Скакать
на цыпочках перед российскими туристами и рассказывать, как здорово нам
жилось в Российской империи, я не собираюсь!", - говорит Алесь Варыкиш,
глава фирмы "Страна замков".
– Алесь,
возникают ли у вас какие-то проблемы, когда приходится рассказывать
российским туристам о тех вехах нашей совместной истории, которые они
привыкли трактовать не так, как трактует наша собственная национальная
концепция?
– Я как экскурсовод водил и вожу русские
группы, и, честное слово, во время экскурсии я открыто говорю им, что в
XVII веке у нас был геноцид – предки нынешних россиян вырезали 52%
белорусов. Но вопрос не в том, что ты рассказываешь. Главное – как ты
принимаешь людей. Если туристы видят, что ты гостеприимен, сердечен,
хочешь дать им как можно больше сервиса, информации, пытаешься сделать
все, чтобы их отдых был достойным и качественным, то они относятся ко
всему с пониманием и сочувствием. Ну да, были страшные страницы в нашей
общей истории, что ж теперь – друг к другу в гости не ездить?! Наоборот,
ездить как можно больше, но сделать правильные выводы из истории.
Конечно, бывают туристы, которым белорусская национальная концепция не
нравится! В любом случае они наши гости, мы их принимаем радушно. Однако
скакать на цыпочках перед теми, кто имеет другую точку зрения на нашу
историю, рассказывать в угоду русским туристам, как здорово нам жилось в
Российской империи, – я не собираюсь!
– Алесь,
недавно прошли две туристические выставки в Москве. Там побывало большое
количество белорусских агентств. Несмотря на все нюансы, все ждут от
российского рынка как можно больше туристов. На каком этапе сейчас
находится налаживание деловых связей турбизнеса России и Беларуси? И как
можно коротко сформулировать то, что думает российский бизнес о своем
западном соседе?
– Большинство наших фирм сейчас
находится на этапе поиска российских партнеров, некоторые компании
заняты укреплением сотрудничества. Российские партнеры говорят нам так:
"У вас очень дешево!" Я это слышу постоянно, и, думаю, в вопросе
популярности Беларуси на российском рынке во многом сработал именно этот
фактор. Объективно говоря, поток российских туристов растет, и в
ближайшие годы темпы этого роста будут увеличиваться. Простой пример –
на минувшие Каляды даже в таких глухих местах, как Ново-Спасск под
Крево, где стоит храм, разбитый в Первую мировую войну, я видел машины с
российскими номерами, россияне лазили по руинам, фотографировали. Это
невероятно – самая глухая белорусская глубинка, и там – гости из России!
– Какие маршруты и программы мы им предлагаем? По-прежнему в основном Мир - Несвиж?
–
Без Мира и Несвижа белорусский туризм не проживет, это наши бренды.
Понятно, что если в стране есть объекты ЮНЕСКО, и тем более, если они у
нас восстановлены, то без них ни одна экскурсионная программа не
обойдется. Ну, и наша задача – добавить какую-то анимацию, изюминку.
– То есть только на одну анимацию, например, "Шляхетскую историю" российских туристов не привезешь?
– Можно привезти. Но при условии, что у нас будет роскошный объект, полностью восстановленный.
–
Что, на ваш взгляд, сегодня мешает нашим белорусским предпринимателям
выкупить такой потенциально роскошный объект – один из именитых
белорусских фольварков либо замков (которые, кстати, выставлены на
продажу по достаточно символическим ценам) и превратить в туристическую
инфраструктуру? Возможно, есть какие-то административные преграды?
–
Никаких преград на сегодняшний момент нет! Со стороны государства есть
ясный посыл, цель, идея, и этот процесс инициирует в первую очередь
министр культуры Павел Латушко: покупайте, забирайте, потому что
памятники разрушаются, им нужны хозяева! Чувствуется искреннее желание
спасти достояние страны. И я, естественно, в этом вопросе министра
поддерживаю.
– Но не берут!
–
Ну, если наши граждане не берут, заберут россияне. Понятно, что на то,
как приватизируются наши фольварки и маёнтки в первую очередь влияет
отсутствие общего видения и слабая инициативность белорусов. С другой
стороны, давайте проведем историческую аналогию и вспомним о временах
Российской империи. Императрица Екатерина раздавала здесь земли своим
фаворитам, но этим господам по большому счету не было дела до нашего
региона, и они, натешившись, дробили свои белорусские поместья и
продавали местным шляхтичам либо нанимали экономов из "тутэйшых",
которые постепенно становились владельцами. Так что собственность все
равно попадала в руки белорусов.
– Получается, история сделала круг?
–
Да. Раз мы не учимся на ошибках, не понимаем связи исторического
прошлого с будущим и настоящим, значит, будем очередной раз биться
головой о стенку. Но, я думаю, жизнь все расставит по своим местам.
Например, какой-нибудь богатый россиянин купил в нашей провинции дом, а
его дети живут в Лондоне. Через 15–20 лет, когда все финансовые потоки
этой семьи, наконец, попадут в руки детей, они наверняка продадут этот
дом – зачем им собственность, расположенная, откровенно говоря,
непонятно где? Но эти дома будут отстроены, приведены в порядок. На
сегодняшний момент одну из самых красивых белорусских усадеб в Лынтупах
под Поставами уже выкупили российские граждане. Да, лынтупская усадьба –
это наше национальное достояние, которое перешло в руки иностранных
граждан. Но она будет восстановлена, ее спасут от разрушения. Некоторые
инвесторы, я знаю, желают просто приобрести старинный белорусский дом,
отреставрировать его и потом привозить своих гостей, чтобы показывать:
смотрите, какой я богатый, у меня достаточно средств, чтобы прикупить
панский особняк! Конечно, тут очень важно было бы срочно придать всем
выставленным на продажу усадьбам и замкам охранный статус, чтобы
хозяева, по крайней мере, внешний вид не трогали.
Вообще, важно
понимать, какую цель мы преследуем, распродавая замки и усадьбы, –
сохранность и спасение объектов или развитие туризма с созданием общей
национальной концепции? Надо быть реалистами: на сегодняшний день, на
мой взгляд, главное – спасти!
– То есть продавать и не церемониться?
–
Да! Хотя процессы идут неоднозначные. Например, вскоре наверняка придут
на рынок перекупщики, которые будут скупать объекты для перепродажи. Но
в конце концов, лет через 15–20, рынок успокоится, все станет на свои
места. Часть объектов превратится в туристическую инфраструктуру, в
других хозяева откроют производство. Ведь не все усадьбы стоят в
живописных местах, где есть реки, озера, парки. Но процесс нахождения
собственников для белорусских исторических зданий скорее всего будет
завершен в течение нескольких лет.
– Мы ведь не
первые оказались в такой ситуации. В свое время латыши, литовцы, эстонцы
также занимались приватизацией многочисленных поместий и усадеб.
–
Да. Но у них есть концепция, есть национальная идея, есть понимание,
кто они такие и куда идут. Основные философские проблемы у этих наций
решены. Национальная идеология, мифотворчество стоят там на крепком
фундаменте. А мы, белорусы, к сожалению, по многим жизненно важным
вопросам еще так и не определились…